Просмотр полной версии : Сказки надо комментировать?


Дельфин
25.11.2003, 15:39
Пока мой ребенок не задает вопросов, но вот слушаем мы "Кота в сапогах" или "Али-Бабу" (на на аукдио-кассете) и я сама думаю, какой смысл? В Али-Бабе, к примеру (Потрясающая запись с участием Табакова, Юрского): "Старший брат... стал богатство копить..."и приумножить, так сказать, а младший "стал бедняков угощать...", а вечером жена его и спрашивает, что завтра есть станем. Дальше Вы знаете историю. Получается, в сказках везет дуракам, ленивым или тому, за кого какой-нибудь волшебный предмет работает.

Может, сказки и не требуют комментариев, волшебство - и всё тут. Не разберусь пока.

Если знаете какие-нибудь полезные книжки на тему сказок (я слышала, есть книжки с сюжетами, на которые полезно сочинять самим родителям сказки поучительные), буду благодарна.

Tundr
25.11.2003, 15:42
Простите, я не на ваш вопрос, а наоборот встречный задам: ГДЕ, ГДЕ же вы взяли АЛИ-БАБУ???!! У Союза я так понимаю нет этой записи...

Дельфин
25.11.2003, 20:17
произведено фирмой "Extraphone" по лицензии фирмы Мелодия. Если сидюк найдете, скажите, пожалуйста! Я обожаю эту запись, но 2 кассеты менять сторонами лениво :):)

Maria Medvedeva
25.11.2003, 20:23
Есть книга Проппа "Исторические корни волшебной сказки", которая сама по себе очень интересная, но помочь вам вряд ли сможет. Вы ж не будете объяснять ребенку, что сказка о бабе яге - отражение обряда инициации. Вообще как мне кажется, у сказок своя логика, и объяснять их с точки зрения сегодняшних понятий неперспективно. Основная задача сказки - погружать ребенка в стихию родного языка, готовить к восприятию художественной литературы. Обратите внимание, что в сказках обычно много повторов - как в стихах.
<br>
Вот меня всегда поражает сказка о курочке рябе, совершенно непонятная с моей точки зрения. Били, били яйцо, почему-то золотое, а когда его наконец разбили, то все очень огорчились.
<br>
Маша и Ваня (060101)

kuku
25.11.2003, 20:48
Мне как-то в форуме сказали, что мораль Рябы - не в деньгах счастье.. :)


А вообще половина русских нар.сказок о том, что если лежать на печи, то обязательно рано или поздно свалится тебе скатерть самобранка. Главное - потом не наглеть ...

Борисовна (ЮБ)
25.11.2003, 20:59
Про курочку Рябу. Ваи не понятно, потоу что вы слишком взрослая. Вы знаете цену золота и не знаете чувство голода. Любому ребенку понятно, что баба с дедом били яйцо на сковородку, а мышь разбила его на пол и кушать людям теперь нечего, поэтому они и плачут. Очевидно :-)

Alpro
25.11.2003, 21:43
Я купила это CD на озоне вот адрес: <a>http://www.ozon.ru/context/detail/name/music_catalog/id/75395/</a>

Дельфин
25.11.2003, 22:27

Дельфин
25.11.2003, 22:37
к Али-Бабе, простите за занудство, там нормальный "взрослый" сюжет, ребенок прослушает 1000 раз, что правильнее делать, как младший сын, за раз всё прогулять с такими же бездельниками, чем пристроить куда-то и детей голодом не морить :):) Одну мораль я вывела - не презирать бедность, не зарекаться от тюрьмы да от сумы, принимать родных какими есть.О, я начинаю соображать! :):) Что скажете? Похоже на правду? Может, в целом сюжет сказки не важен, важны конкретные персонажи и их поступки?

Tiffany
25.11.2003, 22:47
Посмотрите любой американский боевик, там сюжета тоже нет, зато зрелищно, и все хорошие персонажи в конце получают по конфетке :)) чего-то я в детстве никогда не задумывалась над такими вещами, и образ какого-нибудь Ивана-дурака, за которого все делают санитары леса и премудрые супружницы, не казался мне таким уж нехорошим...

Санина мама
25.11.2003, 22:51
На самом деле в Рябе отражены старинные традиции и вопросы жизни и смерти (это я где-то вычитала, а где - не помню). За точность не ручаюсь, но смысл в том, что в пору язычества золотое яйцо было символом смерти. Если человек мог его разбить, то жить ему еще долго, а если нет - скорая смерть. Здесь старики разбить его не смогли, а мышка (маленькая, очевидно, олицетворяющая молодость) - смогла. Поэтому они плачут. А Ряба в утешение говорит об обычном яйце - символе жизни. Вот такая глубокая философия :). А сказка стала детской из-за ее краткости и мелодичности, ее удобно читать в качестве первой сказки, не уточняя смысл.

Евгения (упс)
26.11.2003, 01:39
Сказки отличаются от басен, учебников, справочников и авторской художественной литературы прежде всего тем, что несут в себе дух народа. Есть сказки простые, базовые - сказки о сотворении мира, происшедшие из мифов. Колобок, Курочка Ряба в русском варианте, таких сказок других народов, которые у нас прижились, я и вспомнить не могу. Есть сказки о животных, которые ближе всего к рассказам о взаимоотношениях людей на одном примерно социальном уровне, их мораль обычно очень легко читаема, они ближе к басням. Есть сказки-байки, из одной такой сказки произошла "Сказка о Попе и работнике его Балде", к этим же сказкам можно отнести сказки о Молле Насреддине, это истории о социальных отношениях, маленький человек и власть. Есть волшебные сказки, про них, действительно, классика - Пропп, но есть и другие теории, например "солярная", предполагающая, что это сказки о мироустройстве, о Солнце, о дне и ночи.

Таким образом, не всегда можно говорить о возможностях какого-то объяснения и морали для ребенка на уровне современного взрослого восприятия сказок :-). Сказка - произведение искусства, причем, и мы об этом все время забываем, далеко не детское произведение. Да, мы читаем детям адаптированные сказки, но даже Красная Шапочка не предназначалась изначально детям, Перро пересказал ее для французской аристократии на волне интереса к деревне, это "салонная сказка" для взрослых. Неадаптированная сказка куда страшнее и неприглядней.

На мой взгляд, если серьезно относиться к сказочной культуре, то маленьким детям имело бы смысл читать сказки, принадлежащие той культуре, которая вызывает у Вас самые позитивные эмоции. Французские сказки превозносят хитрость, Немецкие - труд и определенную жесткость, восточные (тот же Али-Баба) - широту души, традиции общины и гостеприимства, русские - способность положиться на судьбу, сыновье и дочернее послушание, терпение и "не от мира сегогость", ну и т.д. Если не обращать на это внимание, все время будет проблема - требовать от ребенка, чтобы он увидел сказку не такой, какая она есть, а такой, какой она бы подошла родителю, а это вообще-то не очень хорошо для ребенка :-).

С другой стороны, мне кажется, что одна сказка с "неправильной" моралью не может испортить ребенка :-), и можно рассказывать о сказках, рассказывая о том, что, например, сказку об Али-Бабе придумали люди, которые жили так-то и так-то, поэтому у них считалось лучшим качеством человека то-то и то-то. Заодно и экскурс в историю получится :-).

Слушая сказку, каждый видит в ней свое. Вы опасаетесь морали, которая, возможно, ребенку и в голову не придет, если его взрослые не надоумят. Взять хоть меня :-), я не считаю, что сказка про "за раз всё прогулять с такими же бездельниками, чем пристроить куда-то и детей голодом не морить", для меня она про отношение к жизни - тревожно-собирательное против уверенно-раздавательного. И про то, что оптимизм и легкое отношение к зарабатыванию (пошел в лес за хворостом, кормил на это семью, плохо ли?) и трате денег в принципе более продуктивно :-). А у ребенка может быть что-то свое по этому поводу, не Ваше и не мое :-).

Tundr
26.11.2003, 09:02
Спасибо! (-)

Maria Medvedeva
26.11.2003, 10:25
Согласна. Я кстати в детстве не очень любила, когда мне начинали рассказывать нравоучительные сказки, типа "Вот была одна девочка, которая не хотела пить лекарство и пришел к ней дед Мороз и сказал "ай-ай-ай" Мне казалось всегда, что меня считают за идиотку, а разницу между сказкой и не сказкой я хорошо понимала.
<br>
Я считаю, что комментировать сказки не надо, если ребенок не просит. Пусть просто сидит и слушает.

Maria Medvedeva
26.11.2003, 10:29
Спасибо, очень интересная версия. Мне тоже кажется, что первые сказки (Репка, Курочка ряба, Колобок) стали первыми из-за краткости и обилия повторов. Ребенку приятно знать и предвкушать, что будет дальше.

Дельфин
26.11.2003, 13:31
в своей голове. Я ещё вернусь :):)

Танго
26.11.2003, 16:50
Интересно бы "колобка" "расшифровать":-).

Танго
26.11.2003, 16:57
Они конечно несут в себе дух народа, (есть же сказки у разных народов, они основаны на традиции этого народа), но в них на мой взгляд есть поучительный смысл. Фантазия (для интереса) и смысл.

Евгения(упс)
26.11.2003, 18:11
Это зависит от желания видеть смысл, в этом ключе, чем проще сказка, тем больше смысла, один Колобок чего стоит, как говорила одна знакомая "Да если бы люди хотя бы Колобка внимательно читали и думали, то у них не возникало бы и половины проблем, которые они имеют", там и правда, моралей выше крыши. Но это уже следующий уровень восприятия, не младенческий, рациональный. И не факт, что имело бы смысл его ребенку навязывать :-)

Конька
26.11.2003, 19:20
Евгения, а расскажите пожалуйста, что там было в неадаптированной Красной Шапочке. очень любопытно!

Ольга
26.11.2003, 21:39
Буквально на днях, прослушав эту самую сказку сказку про Али-Бабу, решила отложить ее до более поздних времен, когда с ребенком уже можно будет разговаривать на полном серьезе (лет до 5-6) Именно поэтой причине... многие модели поведения формируются именно на основе первых книг и сказок, я предпочитаю, чтобы у моего ребенка первыми были "понятные" сказки :-) А Али-Баба мне самой в детстве почему-то не нравилась

Ольга
26.11.2003, 21:42
А я его взяла с MP3 диска - из серии "Сказки для самых маленьких". Там на каждом диске куча всяких сказок, я их переписываю на обычные audio CD - и можно слушать на любом магнитофоне. Если хотите - могу выложить на FTP :-)

Ольга
26.11.2003, 21:45
О! По поводу Курочки Рябы моя свекровь просто потрясающее объяснение нашла.. По ее версии, эта сказка придумана, чтобы заговаривать зубы детям, которые плохо едят. Надо ее рассказывать и наглядно демонстрировать,как яичко били-били, не разбили, а потом , когда яичко все-таки разбилось - тут его и съесть можно :-)

Ольга
26.11.2003, 21:46
Мечта русского народа, воплощенная в действительность... К сожалению, не наглеть не получилось.

Евгения(упс)
26.11.2003, 22:21
Неадаптированных вариантов несколько, я здесь запихну все "ужасы" в один, чтобы, так сказать показать всю глубину и широту размаха, ОК? К сожалению, в начале я немного не уверена, а книжки под руками нет, так что начало будет боле-менее традиционным. Начать с того, что ни слова о Красной шапочке в сказке не было вовсе. Итак,

В одной деревне жили мама с дочкой. Как-то мама послала дочку отнести бабушке хлеба и молока, девочка взяла корзинку с едой и пошла через лес к бабушке. Встретился ей по дороге волк, здравствуй девушка, куда идешь, иду бабушке гостинец отнести. Ага, говорит волк, а по какой дороге ты пойдешь, по дороге иголок или по дороге булавок? По дороге иголок, говорит девушка. Ну, а я тогда по дороге булавок и посмотрим, кто придет первым. Волк побежал по дороге булавок и пришел первым.

Забравшись в бабушкин дом, волк убил бабушку, сам поел, а остатки мяса сложил в подпол, а кровь сцедил в бутыль. Нарядился в бабушкину одежду и лег в бабушкину кровать.

Пришла девушка в дом, волк ей и говорит, хорошо, что пришла, внученька, в подполе есть мясо и вино, можешь поесть. Девушка ест мясо, а кошка и говорит, какая плохая девушка, ест плоть своей бабушки и пьет ее кровь. А как девушка поела, волк ей и говорит, ложись ко мне, внученька, тебе наверное жарко, сними фартук, девушка сняла, а куда мне его деть, бабушка?-брось в огонь, он тебе больше не понадобится, и так волк отвечал на вопросы и про юбку, и про нижнюю юбку и про рубаху.

Когда девочка залезла в постель, она сказала, бабушка, отчего вы такая волосатая? - Это чтобы было теплее, дитя мое. - Бабушка, а почему у тебя такие широкие плечи? - Чтобы было легче носить хворост, дитя мое - Бабушка...длинные ногти? - Чтобы было легче чесаться, дитя мое - Бабушка...большие зубы? - Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя мое. И он взял и съел ее.

Однако, были и варианты с хорошим концом, только не про дровосеков это было, а куда смешнее :-). Например, вариант, когда после ответа про съесть, девочка начинает жаловаться, что ей надо выйти пописать, но волк ей предлагает писать в кровать, тогда она говорит, что ей надо покакать, и волк выпускает ее на двор, привязав к себе веревкой, а она выходит и привязывает веревку к колышку во дворе и убегает. Волк же дергает веревку, спрашивая, что ж она так долго, и не лезет ли из нее колбаса размером с волчий хвост, но потом понимает, что его надули, бросается вслед, но не может догнать.

Собственно, при сохраненной, вроде бы, морали, при адаптации исчез целый культурный пласт про отношение к пище, например, а в случае удачного финала сказки мораль перевернулась на 180 градусов.

Катя О
27.11.2003, 07:13
Ма-а-а-ма!!!Хорошо, что утром читаю, а не на ночь!

.
Tundr
27.11.2003, 08:44
ХОЧУ!!!!!

Буратина
27.11.2003, 09:42
Да не символ жизни, а символ смерти надо разбивать.

Кстати: ох не зря смерть кощея в яйце хранилась.