Jetem

Jetem (http://jetem.ru/index.php)
-   Наши дошколята (http://jetem.ru/forumdisplay.php?f=30)
-   -   Садик Монтессори - положительный опыт? (http://jetem.ru/showthread.php?t=28441)

Ната Ган 05.08.2005 17:33

Монтессори - положительный опыт?
 
Очень нужно и очень срочно:) У кого-нибудь есть ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ опыт хождения в подобный садик? Про отрицательные моменты я уже начиталась, в т.ч. и на этом форуме. Теперь нужны положительные.
У нас ситуация сложная, у дочки негативный опыт и воспоминания от попыток посещения обычного детскго сада в прошлом году. Монтессори ей понравился сразу, уходить не хотела (для нас это редкость вообще). Я посмотрела, поговорила - это действительно ей подходит по складу характера. Чтобы не в кучу детей, чтобы не шумно и заниматься делом - она это любит. Но вот вопрос - столько всего отрицательного слышала, в т.ч. про последующую школу, что детям там трудно после монтессори, (а дочка вообще адаптируется долго, тяжело).
Расскажите, у кого есть что-нибудь хорошее:)
Я чувствую, что в обычном саду нас ждет опять провал:( Честно говоря, на монтессори одна надежда. Но , может, все не так плохо с этими монтессори (а может, наоборот, все совсем ужасно?)

Спасибо.

Наташа и Николь (08.02.02)

Windy 05.08.2005 18:45

Из положительного опыта :-)
 
Моей ОЧЕНЬ нравилось в Монтессори саду. Мы уже 2 месяца, как ходим в обычный (забрала из Монтессори по той причине, что с английским у нее за 9 месяцев не было никаких сдвигов, да, пожалуй, эта основная причина. Было много и других причин, но они, скорее, организационные). Так вот она не может забыть МОнтессори-сад, учительниц, детей, их занятия. В обычном саду гораздо меньше дел и занятий, в основном свободные игры и прогулки, которые она не очень любит. В Монтессори у нее никогда не было слез и жалоб на что-то или кого-то, правда, она ходила туда всего 2 раза в неделю на 2,5 часа. В новом саду постоянно глаза на мокром месте - тот ударил, этот обидел и т.п. Уровень образованности учительского состава был гораздо выше, чем сейчас, увы. Уровень развития у детей был тоже гораздо выше (не в укор нынешним детям, но все же это очень заметно). Хотя, наверное, все зависит от конкретного сада в конкретном районе.

Про отрицательные стороны я тоже писала уже на этом форуме. Если интересно, повторюсь. НО топик про положительный опыт :-).

Ната Ган 05.08.2005 20:32

Ира, есть ли негативные моменты, которые вы можете отнести к самой системе, не к конкретному садику? Я так понимаю, один из этих моментов - мало (если вообще есть) общения со сверстниками, каждый сам по себе. Еще мало двигательной активности, как я поняла. И нет free play.

Мы планируем три раза в неделю по 4 часа, т.е. эт больше как развивающая группа, нежели садик в традиционном смысле слова. На полную пятидневку я бы еще подумала, отдавать ли именно в такое место - мне больше по душе обычные садики. Но моей дочке, похоже, наоборот - она аж пищала при виде всех этих развивающих штучек:) Бросить ее в шумную кучу детей в обычном саду - для нас труба:(Наша основная цель - чтобы она научилась оставаться без меня. а занятия ее как раз отвлекут .

Ира, если есть чем поделиться, я с удовольствием почитаю:)

И еще вопрос: сколько детей в группе, примерно? Я забыла задать этот вопрос директрисе.
А как насчет мнени, что дети , идущие в школу после монтессори отстают от детей, посещавших традиционные садики? Почему-то у меня сложилось такое впечатление после многочисленных топиков на эту тему.

Шок 05.08.2005 22:28

Хочу поделиться нашим опытом.Мы ходим именно в такой садик уже год в группу полного дня.В группе 16 человек, возраст ребят от 2 до 6 лет.Был печальный опыт хождения в обычный сад,даже сейчас смотрим на фотографии и сравниваем ребенка-небо и земля ...Что лично мне нравится-с ребенком постоянно идут занятия по развитию, занятия с логопедом,отличное питание и самое главное-довольный ребенок.

Windy 05.08.2005 23:10

Ну, в общем, примерно так :-).

К самому садику у меня претензий принципиальных не было вообще. Не устраивало меня в нем только то, что он находился далеко от нас и предлагал программы только на 2,5 часа в день. Т.е. даже программ на 4-5 часов не было.

А вот к самой системе небольшие претензии у меня есть :-). Именно, то, что вы пишете. Общения со сверстниками не то, что мало, но в пределах садика его практически не было и оно не было предусмотрено. День был четко организован, у них было четкое расписание, они успевали сделать очень многое за 2,5 часа. Но при этом общение со сверстниками не поощрялось самой программой и самой системой. У каждого было свое задание, свои игрушки, которыми они не обменивались. Или все вместе сидели и слушали учителя, отвечая на его вопросы, но не переговариваясь между собой. Т.е. это, скорее, школа, чем детский сад. В результате, что имеем сейчас. За 9 месяцев Юля выучила много разных английских слов (счет, буквы, названия животных, названия предметов), но она совершенно не понимала разговорную речь, обращенную к ней, до элементарного: "Сядь сюда! Сделай это! Встань здесь!" и сама не могла сказать даже элементарную фразу. ТОлько Yes и No. Если бы она шла в сад, зная английский, то проблем бы не было. Но надежды на то, что она начнет болтать по-английски к школе угасали, т.к. у нас был пример другой девочки, которая проходила в тот же сад 3 года и по-английски не говорит вообще. У нее хороший пассивный запас, но она не умеет общаться ни с учителями, ни со сверстниками. А ей теперь идти в обычную школу, кстати, ее взяли только в ESL класс. Юля же в Монтессори саду быстро приспособилась к их режиму, вошла в ритм и абстрагировалась от английского языка насколько это было возможно в ее ситуации. Сейчас у нее при всем ее желании не получится этого сделать, т.к. очень много общения с другими детьми в саду. И за 2 месяца ее разговорный язык значительно продвинулся. Она хотя бы понимает что ей говорят и пытается уже сама отвечать, запомнила основные стандартные фразы и постоянно интересуется новыми словами, спрашивает как сказать то-то и то-то, как спросить об этом. В Монтессори ей разговорная речь была не нужна.

Вторая претензия - никакого развития социальных навыков. Т.е. то, о чем я написала выше - у Юли не было никогда жалоб и слез - имеет оборотную сторону. У нее не появилось навыков социальной жизни. Она не умеет играть с детьми, она не умеет реагировать на пинки, толчки, на мальчишечьи задирания. Она плачет по любому поводу и ей пока очень тяжело в обычном саду. У нас еще и в обычной жизни общения со сверстниками меньше, чем хотелось бы. А в Монтессори общения между детьми не было и социальных проблем не было :-).

Двигательной активности действительно было мало. И если они не гуляли по причине плохой погоды, то весь день сидели, в основном. НО на 2,5 часа 2 раза в неделю мне это было не принципиально важно.

Еще один минус, на мой взгляд - во время занятий они не поощряли дружбу между детьми, даже только зарождающуюся. Если они видели, что кто-то из детей начинает симпатизировать друг другу, то старались рассаживать детей по разным углам. Но я много раз слышала, что и в школах американских делают то же самое + переформировывают классы каждый год.

Ну и еще детям нужна колоссальная усидчивость, чтобы чувствовать себя хорошо в этом саду. Моей-то как раз это нравилось. Но были дети, которым было очень тяжело сидеть 2,5 часа, не двигаясь почти и слушать учителя. Многие трехлетки пока этого не могут.

Windy 05.08.2005 23:11

У нас в группе было 24 человека (реально ходило 18-20, редко когда все 24 были в классе), на них было 2 учительницы. НО у нас и программа была всего на 2,5 часа, хотя я читала, что в Монтессори садах обычно большие группы. Для сравнения сейчас у нее в саду 5-7 человек прескулеров, 3 человека киндергартен и иногда к ним присоединяется младшая группа, еще 5 человек. В каждой группе по 2 воспитателя. Т.е. получается, что меньше, чем на 15 человек 6 воспитателей. Но, правда, сейчас она ходит на полный день, 2 дня в неделю.

<А как насчет мнени, что дети , идущие в школу после монтессори отстают от детей, посещавших традиционные садики?> У меня сложилось прямо противоположное мнение :-). Мне показалось, что наоборот после этого сада будет тяжело переходить в обычную школу именно потому, что они успевали выучить гораздо больше, чем обычные сады. И уровень детей был повыше. Вот для сравнения. В МОнтессори в группе 3-4 леток многие дети уже пытались писать и читать. Они за год успели выучить цифры до 20, все буквы, выполняли много заданий на счет, на логику, на чистописание. Поделки, аппликации, рисунки - все это было каждый день в большом количестве. Юля приносила по 3-4 хороших рисунка домой + листки с классной работой и домашним заданием. Плюс их хорошие пособия, пазлы, игры с водой, с сыпучими материалами, они каждый день ходили в их собственный парник, где у каждого был посажен и рос цветочек. Так что что касается занятий и заданий, мне кажется, что все было очень интересно и значительно опережало программу обычного сада.

Сейчас же они за день хорошо если один рисунок нарисуют или одну поделку сделают. Но не каждый день :-(. Юля единственная читающая в их саду, даже киндергартены не пытаются пока читать. Там же Юля была одна из многих. Они пока учат цифры в пределах 5, причем не многие ровесники знают, например, какая цифра идет после какой. ПРичем ни о каком сложении и вычитании пока даже речи нет. И вообще уж чем-чему, но занятиям там уделяется крайне мало времени. Но много времени на свободные игры, на прогулки, на купания под фонтанчиками.

Ну , в общем,я подумала, что если Юля заговорит по-английски за год в обычном саду, то отдам ее обратно в МОнтессори :-). НО без английского и без перспектив выучить его вне сада Монтессори нам не подходил.

ПО поводу привыкания к саду. Мне кажется, что Монтессори очень хороший вариант для трудноадаптирующегося ребенка. Главное не увлечься моделью поведения в Монтессори :-). Не уйти в себя, как было у моей. Она там была сама по себе, не общалась ни с кем. Потому что языковые проблемы + сама система мешали.

Ната Ган 05.08.2005 23:34

Да, все это печально. У нас русскоязычного общения скоро не останется практически совсем (любимая подружка переезжает), т.е. вне садика не будет ничего, а если еще и в садике не будет...Только если рассматривать его в кач-ве развивающей группы. Все-таки общение с детьми для нас пока priority. А чтение-счет-книжки с заданиями и пр. - этим мы с успехом занимаемся дома.
Что же делать?

Windy 06.08.2005 01:41

Ну можно, конечно, попробовать все равно, тем более, что так понравилось в саду. Надо не упускать шанс :-). Во всяком случае, первая цель - научиться оставаться в саду без мамы - будет достигнута через какое-то время. А потом уже можно другой садик присмотреть. Моя после того, как научилась быть в саду без меня, сады меняет легко, в первый день в новый сад идет без слез, с радостью. (Мы уже в третий сад ходим. Сначала был русский семейный, потом Монтессори, теперь самый обычный.)

И есть еще вариант - семейный детский садик, с группой не больше 10 человек, с разновозрастными детьми. Там, во-первых, и общение будет, не тяжелое, на семейном уровне. Во-вторых, не обязательно общаться только с ровесниками, можно найти друга постарше или помладше - кому что больше подходит. Моя любит детей постарше. В-третьих, домашняя обстановка поможет быстрее адаптироваться - как будто в гости к кому-то пришел. Я даже как-то смотрела домашний садик, в котором методика Монтессори активно применялась. Это был, конечно, не классический Монтессори-сад, но пособия Монтессори, игрушки, плакаты, игры с водой и сыпцчими продуктами - это все они использовали.

Киви 07.08.2005 00:51

Ир,мне кажется,что "не умеет играть с детьми,реагировать на толчки, пинки итд" - это точно не от системы садовской.Это характер+ повышенный интеллект.У меня такой же.5 мес. ходил в самый обычный сад, где толкаются, пинаются,задираются и активно общаются - всё такой же,от очень активных в стороне, выбирает спокойных и постарше детей ( там от 2, 5 до 4 было).И мой тоже не умеет играть со сверстниками,только он что- то начнёт,тем уже надоедает,они убегают,мой разочаровывается.Ему комфортно с детьми 6-7 лет,абсолютно на равных.

Ната Ган 07.08.2005 01:20

А ваш мальчик Монтессори не посещал, только традиционный садик? Если посещал, поделитесь опытом, пожалуйста:)

Мне кажется, нежелание/неумение играть со сверстниками и реагировать на толчки и пр. - этим отличаются интроверты, меланхолики, но это не признак повышенного интеллекта:) Это просто натура такая. Такого ребенка можно научить отвечать на обиду действием (хотя и трудно он будет учиться этому:)), но IQ от такого умения не упадет:)

Ната Ган 07.08.2005 01:20

Спасибо:) Я собираю положительные отзывы, они мне греют душу:)

Ната Ган 07.08.2005 01:23

Верно - надо не упускать шанс.
Я практически уже решила попробовать. Ну будет у нас это в виде "развивающей группы", все лучше, чем дома вдвоем с мамой, сколько уже можно.

Борисовна 07.08.2005 04:30

У меня положительный опыт с сыном. Он тоже не супер общительный, играть с другими детьси только-только начал, разговорами с другими детьми не интересуется. Ему в монтессори было очень хорошо. Англиский его начал продвигаться через 1б5 года хождения в сад на полный день.

07.08.2005 06:09


катеринище 07.08.2005 07:45

У нас очень положительный опыт, правда пока лишь 4 месяца.

Илюха ходил до этого год в домашний садик (с года и 8 мес), потом полтора в обычные сад по соседству, а теперь мы возим его в монтесори школу. Он ходит в садиковское отделение, но в том же здании есть классы до 12 лет. И мы уже решили что он там останется.

Он вообще товарищ очень активный и своенравный, я сама не знаю часто как реагировать на его выходки. Когда он пошел в садик то там почти сразу начались прблемы и они лишь нарастали. было очень заметно что персонал с ним на справлялся (3 взрослых на 18 детей). У него были частые стычки как с другими детьми так и с персоналом. И как я понимаю все это было от незаргуженности ума. У них просто не было достойных его занятий. Одни сплошные "свободные игры".

В общем он пошел в монтесори в марте. И
1 стал без рева там сотаваться
2 ему стало хотеться ходить в сад
3 он НЕ ХОЧЕТ ИДТИ ДОМОЙ!
4 он стал спокойнее (хотя сейчас я цже не дожусь когда он утда пойдет... они на него хорошо действуют :-))

ну и самое главное что им там занимаются и он там учится и ему это нравится.

Катеринище 07.08.2005 07:51

Да вот еще добавлю. В группе 30 детей и 4 взрослых, очень тихо и спокойно, заметно что персонал контролирует ситуацию (что в пршлом саду было сомнительно). две воспитательницы со спец монтесори образованием работают ВМЕСТЕ уже 10 лет, две другие работают 5 и 6 лет, у них образование не высшее но тоже педагогическое.

Самое главное для меня в монтесори саду даже не сама педагогика монтесори а то что она в принцпе есть. есть некий план работы воспитатели сработанные и знаю что делают. В обычном шведском саду этого обычно нет.

Катеринище 07.08.2005 08:34

Можно я тоже поотвечаю?

Я сама лично не могу судить о негативных сторонах этой педагогики, но когда я сама задавала подобный вопрос мне ответили что в таких садах совсем не помогают детям развивать фантазию. судить об этом пока не могу... у Илбхи и правда такой склад уме что фантазия у него бедно развита... но может этоникаким развитием не изменить и ему в монтесори хорошо именно потому что фантазией там пользоваться не надо? ну это мои домыслы... самой интересно узнать про это побольше.

мало активности... этот вопрос мне тоже интересен. У них не меньше физ активности чем в обычном швесдком саду. Физ зала у них нет. буду выянять как в старши классах. Тут часто при школах нет зала и дети ходят в соседнизй спорт зал. В другой школе например.

С другой стороны гуляют они очень много и возможность свободной игры у них есть (у нас ее было слишком много в другом саду, так что я пока не озаботилась негативными сторонами отсутствия ее :-)). расписание у них примерно такое:
в 7 открывают сад и до 9 приводят детей. Они тихо играют в помещении (в помещении нельзя бегать и кричать)или слушают чтение.
в 9 у них собрание перекус фруктом и потом занятия до 12. С 9 до 13 нельзя приводить в сад чтобы занятия не тревожить.
После этого дежурные идут помгать накрывать на стол и потом группа идет в столовую. Обед у них длится час. Со всеми ритуалами: положить салфетку на колени, руки на колени, все ждем пока усядутся и по "команде" начинаем кушать. Вернее не команда конечно. а слова типа: "прошу, приятного апетита"
У нас и дома теперь стало так :-) ребенок нас заставляет сесть, успокоиться и сам гворит когда ожно начинать кушать.
дальше прогулка, ее продолжительность зависит от погоды. Могут и до 17 быть на улице или заходят в помещение и там опять спокойно занимаются кто чем хочет.
с 14.30 до 15.30 у них полдник и тогда их опять тревожить нельзя.

летом когда тепло то в 7 у тра сразу идут гулять и вообще почти целый день на улице.

зимой мне нарвится что они на улице в самое светлое время дня. в другом саду они гуляли с 10 до 11, причем чаще не больше 40 минут. и во торой половине дня с 15 до упора. В ЛЮБУЮ ПОГОДУ. даже когда темно и снег. Это было очень удручающе видеть детишек в декабре (темнеть начинает в 14) уже уствших и скучаю.щих по маме ползающих в слякоти..... даже если им было и хорошо то совесть каждый раз кричала обратное :-(

наш сад именно сад со всеми его примочками, например обед (причем его готовят там же, есть кухня куда дети могут ходить помогать). Как мне кажется Илюха легче переносит там пятидневку именно потому что сад монтесори. там не скучно с одной стороны, с дургой стороны спокойно, размеренно и систематично.

Про "сколько детей". как я понимаю это везде по разному. традиционно детей должно быть много (так работала Мария Монтесори). У нас 30 детей и 4 взрослых. 30 детей на занятиях, кто-то приходит не в 7 а к 9 и уходят после обеда, а кто-то (как мы проводит там почти целый день).

А пр отставание... мне гворили наоборот, что ребенок из монтесори придя в шведскую школу знет и может больше чем однокласники и еще умеет учиться.
Но может есть все же прбелы не заполняемые в школе монтесори... было бы интересно знать какие....

Киви 07.08.2005 18:17

Да,конечно,главное натура.Но дети с повышенным интеллектом тоже не отличаются особой коммуникабельностью СО СВЕРСТНИКАМИ,им неинтересно, им старших и взрослых подавай,именно это я имела в виду.Притом что у Ируни явно девочка с повышенным интеллектом.Мой мальчик в Монтессори не ходил, вроде бы в традиционный частный садик,но разница с муниципальным просто огромная.Очень многое зависит не только от теоретической системы, на которую опираются воспитатели,но и от них самих как личностей и общего психологического климата.

Ната Ган 07.08.2005 18:48

По моим (относительно ограниченным) наблюдениям за детьми возраста моей дочки (т.е. примерно 3-4-х лет), дети при наличии выбора предпочитают общение с детьми постарше, нежели со своими ровесниками. Я даже как-то статью читала на эту тему с объяснением.
Моя от маленьких (двухлетних и меньше) просто шарахается:( , хорошо играет только со старшими и предпочитает девочек.

Про психологический климат - да, это, наверное, основное. и если он хороший в традиционном саду, то все и будет нормально.

Ната Ган 07.08.2005 21:25

И еще такой практический и неинтересный вопрос не совсем по теме. Как помечать одежду? Т.е. простым маркером, наверное, не пойдет. Надо что-то наклеивать. А что?

Шок 07.08.2005 21:29

А для чего ее вообще нужно помечать?

Ната Ган 07.08.2005 21:49

Так написано в книжке для родителей, по определенные требования к одежде + лэйблы.

Lisa Alisa 07.08.2005 22:42

Согласна
 
У меня тоже ребенок (4 будет) со старшими легко контачит, а вот 2-хлетки вообще неинтересны...

А про садик:
Моя близкая знакомая водила весь прошлый год ребенка в Монтессори. В Ирландии. Очень хороший Монтессори, там еще при этом садике есть колледж где готовят воспитателй Монтессори или садик этот при уч. заведении... Ну. т.е. все очень профессионально. Кстати Монтессори там с 3-4 лет до 12 лет (до секондэри скул)... Штат держится за свои места, работают подолгу. 2 воспитательницы (из постоянного штата) на 30 человек, плюс 1 приходящая практикантка... Занятия там с 9 до 12-30 с понед. - по пятн.. Успевали и поделки-рисунки все вместе (!!!) поделать, и погулять и ланч легкий. Ребенку нравилось, кстати англ. у него достаточно хорошо продвинулся в этом саду - не то что говорит свободно, но за год понимает многое и стандартные фразы говорит. И друзья него были.

Ну в общем, если вашему ребенку это подходит, то почему бы не попробовать. Посмотрите, если что смените. Удачи!

Windy 08.08.2005 00:34

Очень просто :-). Нам тоже надо все помечать - и одежду,
 
и банки-коробочки с едой, и рюкзак, и ланч бокс. В общем, все. Я на сайте http://www.irononmdlabels.com/ заказала и утюжные метки на одежду, на рюкзаки и прочее тканевое, и самоклеящиеся метки на банки и коробочки. Очень удобно. ПРисылают довольно много. Думаю, что мне на пару лет хватит (я заказывала один из минимальных пакетов).

Шок 08.08.2005 00:54

Я правильно понимаю,что Вы не из России?Или может это нам просто таких книжек в садике не дали?

Windy 08.08.2005 00:58

В разных садах разные требования и разные книжки :-).
 

Ната Ган 08.08.2005 01:34

Мы в Штатах.

Ната Ган 08.08.2005 01:35

Спасибо большое! Уже заказала.

катеринище 08.08.2005 04:56

По идее в саду же должна быть информация где заказать ленту с вышитым именем. Позвоните, спросите.

А маркером тоже неплохо. просто надо обновлять иногда надпись.

Windy 08.08.2005 05:03

Не, мне тоже кажется, что
 
дело не в интеллекте :-). Тем более, что в МОнтессори и в новом саду Юля общается с ровесниками. Но в МОнтессори саду всегда был такой порядок, даже на праздниках, которые они устраивали в выходные дни, что ни о каких пинках и толчках речи не могло быть. Как-то даже странно, я бы сказала, для 3-4 леток. Такие все чинные, вежливые, воспитанные :-). А тут нормальная "детская площадка". Кто-то у кого-то игрушку отнял, кто-то кого-то помутузил, кто-то поплакал... Вот Юля постоянно и плачет сейчас, что ее ударили, что у нее отняли, что ее за хвостик дернули. Отвечать на это она не умеет, защищаться тоже. НО, с другой стороны, слишком рафинированным тоже быть нельзя :-). Надо учиться :-).

Ксеня 08.08.2005 07:05

Подскажите, плиз,где находятся ваши садики-Монтессори, если Вы в Москве?

Windy 08.08.2005 07:24

ПРосто на всякий случай предупрежу :-). Лэйблы, кторые клеятся с помощью утюга, лучше всего клеить через марлечку, потому что надпись может сильно размазаться. Я не знала, испортила несколько лэйблов. А они так крепко приклеиваются, что содрать и налепить новый было проблемой :-).

Windy 08.08.2005 07:25

Наш в Штатах.(-)
 

Шок 08.08.2005 17:30

Видимо так и есть-)У нас воспитатели каждый шкафчик подписали именем ребенка,вроде пока "метить" не заставляют-))))

Ната Ган 08.08.2005 20:34

Ах они плохо отклеиваются...а мы обычно старые одежки сдаем в Goodwill. Мда, придется отдирать всей семьей.

Windy 08.08.2005 22:04

Свеженаклеенные тяжело отдирать, а вот "несвежие" :-)
 
после нескольких стирок уже легко :-).

Шок 09.08.2005 00:10

Ксеня,мы в Москве,Юго-восток подойдет?могу скинуть ссылку на наш садик.

Ксеня 09.08.2005 11:19

Спасибо. Мы на северо-западе. Далековато.

Киви 09.08.2005 16:52

Про интеллект - это я читала(-)

Тоже с ЮВАО 10.08.2005 13:28

Киньте ссылку, плиз !(-)
 
Пожалуйста

Шок 10.08.2005 16:30

http://www.highschool.ru/detsadi/03_12/index.html


Текущее время: 12:34. Часовой пояс GMT +1.

Powered by vBulletin® Version 3.8.11
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
Ad Management by RedTyger