![]() |
#61
|
|||
|
|||
![]()
Может, собака зарыта в том, что ХОРОШО учиться - не обязанность, равно как вуз и жанидьба, в отличие от посещения мамы в б-це?
|
#62
|
|||
|
|||
![]()
1. По мне. Имелась в виду, что диссер и наука в глазах моих предков были ну примерно как учеба сына в спецлицее для Бастинды. А что МНЕ НА САМОМ деле было нужно - так никакая не наука, не лаба, и я себя почувствовала как "вполне счастливый человек, у которого хорошая работа", тока када оттуда ушла, что в глазах моих родителей было провалом:-). 2. По пасынку. Нацеленность мамы там не главное, это я к слову упомянула. Там главное папа, профессиональный препод. Там стока было копий сломано, доводов на голову ребенка вылито... И мечтал пап об одном - о пресловутой заинтересованности, хоть чем угодно. Какие летом лекции под южным небом по астрономии! какие выкладки из древней геометрии на берегу морского залива! Чтение всякого-разного, от Гюго до Платона... Футбол, шахматы... (Вот, пожалуй, симпатию к этим видам спорта папаша привил, но толку-то. Это досуг, а не работа-учеба.) 3. Да, исключения бывают. Пример - сестра мужа двоюродная. Способная, но школу заканчивала без энтузиазма. Пошла сразу работать секретарем. Лет в 25 загорелась ВО и пошла учиться платно на вечерний, зарабатывала сама. (Т.е. это пример опять-таки, что родители ничего сделать не могли, пока человек сам не...) Брала у мужа опять же уроки, хотела учиться хорошо. Правда, к 5-му курсу тоже потеряла стимул диплом защищать... и стала сильно выпивать, но это уже другая история:-(... Блин, вот вам и исключение:-(
|
#63
|
|||
|
|||
![]()
DD права! Как школьный психолог с многолетним стажем - подверждаю. Индивидуальные различия в выраженности "клинической картины", в сроках начала, в реакции родителей, но средняя НОРМА такова:
Приходит ребенок в школу. У абсолютного большинства ЕСТЬ желание учиться. Замешанное на природной детской любознательности ("хочу все знать!" и "интересно, зачем ходят в школу?"), игровой мотивации ("а интересно!, а я смогу!, а кто из нас лучше сделает это?") и т.н. "внешней" мотивации ("все хорошие дети должны учиться, я хочу быть хорошим, буду учиться, чтобы не расстраивать маму/чтобы хвалили/чтобы не ругали..." и т.п., и т.д.). В среднем случае природной любознательности в школе надолго не хватает или же она сосредотачивается на каких-то наиболее интересных предметах/заданиях. Игровая мотивация тоже притупляется у большинства за редкими исключениями (в таких случаях она преобразуется во внутреннюю мотивацию учения, хотя не всегда именно познавательную). Остается мотивация внешняя - я учусь не потому, что это МНЕ надо, а потому что это ИМ (родителям, школе, "взрослым") надо. Но я учусь, либо потому что ОНИ для меня важны и я хочу им угодить, либо потому что противостоять ИМ получается себе дороже. Так и тянется начальная школа. А вот в средней школе - в 5-6-7 классе внешняя мотивация иссякает. У мальчиков, в среднем, раньше, у девочек - позже. "ОНИ" оказываются уже не так важны, как Я или ровестники. Да и диапазон средств эффективного "противостояния" чужим требованиям расширяется и обогащается с каждым днем. Обычно тут то и начинает резкий спад в учебе. Но потихонечку идут и процессы осознания себя, своих возможностей, интересов, целей и ценностей. И некоторые обнаруживают, что учеба в этой надоедливой и прядком надоевшей школе нужна ИМ САМИМ. По той или иной причине. Причины могут быть самыми разными. От "Вуз надежное средство откосить от армии, которой я реально боюсь" до "Мне нравится изучать химию и я хочу посвятить себя этой науке" или до "Только образованные люди могут достить успеха в жизни". |
#64
|
|||
|
|||
![]()
И тогда они опять начинают учиться. Но уже на "внутренней" мотивации. И хорошо учатся, как правило.
Кстати, мальчики, в среднем, лучше, чем девочки. Точнее, лучше не в смысле "оценки у них лучше" (тут чаще наоборот), но внутренняя мотивация у них, в среднем, сильнее и четче, если уж проснулась. Опять же, мальчики раньше, в среднем, перестают учиться на внешней мотивации. Но! У них это "переставание" меньше связано с процессом собственно полового созревания. Они вырастают из "коротких штанишек" "послушного маминого мальчика" и перестают учиться РАНЬШЕ, чем начинают думать о девочках, чем начинает "гормон играть". И нередко к началу полового созревания они УЖЕ успевают "переболеть" мотивационным кризисом и сформовать хоть какую-то внутреннюю мотивацию учения. И тогда нормально учиться на фоне "играющих гормонов" оказывается легче. У девочек нередко начало этого мотивационного кризиса СОВПАДАЕТ с кризисом полового созревания. А если созревание начинается резко и темперамент бурный. У-у-у... :-( Не завидую, ни таким девочкам, ни их родителям. Хотя бывают девочки, у которых и пубертат протекает не резко, и влечения просыпаются слабо, и внешняя мотивация не исчерпывается до конца школы. Получаются нередко медалистки "пятой точкой", успешно поступающие в ВУЗ и огребающие потом кризис уже в более старшем возрасте - "где я?", "зачем я тут?", "что мне теперь делать?". А что делать мамам мальчиков? Имхо, самое простое решение, как часто бывает, оказывается самым коварным. По привычке общения с маленьким ребенком (за хорошие действия поощряем, за плохие - наказываем) они обычно пытаются усилить действие внешней мотивации. Суровей ругать, больше контролировать, больше помогать, вводить систему штрафов и премий, обещать, угрожать и т.п. Это временно и слегка решает проблему плохих оценок в школе, но растягивает и углубляет кризис взросления. Потому что, заставляет ребенка руководствоваться более "ранними" и "детскими" мотивационными механизмами, которые он внутренне уже перерастает. |
#65
|
|||
|
|||
![]()
Мариш, у Анюты в классе одна девочка училась в таком частичном экстернате. Но недолго, сама вернулась. И общения ей захотелось, да и учителя достали. Она девочка очень умная и волевая, т.е. как раз она-то и могла бы все сдать экстерном. Но учителя по экстернатным предметам так придирались к ней
![]() ![]() |
#66
|
|||
|
|||
![]()
Насколько я поняла по нашей Ксюше, она учила предметы не летом, а в течение года и на контрольные приходила и писала их со всем классом.
|
#67
|
|||
|
|||
![]()
Так что делать-то? Тут тонкий момент. Поскольку из сказанного выше, совсем не следует, что надо отпустить вожжи совсем и вовсем и перестать пытаться воспитывать ребенка. Он все же еще не достаточно большой, чтобы воспитывать себя исключительно самостоятельно. Но вот с учебой вожжи точно стоит ослабить. Насколько? Тонкий вопрос. Это зависит и от самого ребенка (тугодуму сложнее будет наверстать упущенное, интеллектуально одаренному - проще), и от программы по которой и школы в которой он учится (стоит аккуратно взвесить риск возможного вылета из текущей школы и альтернативы! альтернативы, правда, есть почти всегда, но взвесить стоит) и т.д.
Надо по возможности поощрять все "способы" взросления, которые пробует сам ребенок. (Кроме, конечно, откровенной демагогии, в духе - "Ты уже большой и ты ДОЛЖЕН...") Это могут быть занятия спортом, рефлексия, попытки начать работать или взять на себя отвественность за кого-то (младших братьев/сестер, домашнее животное, престарелого родственника и т.д.), попытки определиться с кругом своих интересов (увлечения, клубы, секции и т.п.)... А в плане школы попробовать опредилиться и нащупать самую "нижнюю планку", уровень ниже которого падать уже нельзя по объективным обстоятельствам, да и субъективно не хотелось бы самому ребенку. И ПОМОГАТЬ ребенку ниже нее не падать. Как-то так. Имхо, конечно. |
#68
|
|||
|
|||
![]()
Все на самотек?
|
#69
|
|||
|
|||
![]()
А по мне так как раз наоборот. Т.е. учеба - это обязанность, а вот посещение мамы в больнице должно идти от души посещающего. Не хотела бы я, чтобы мои дети меня в больнице по обязанности посещали
![]() |
#70
|
|||
|
|||
![]() |