Вообще-то понятия именно "кризис" для 4-х лет действительно нет. Зато есть понятие "скачек негативизма".
Кризис - подразумевается, что весь ребенок переходит на новую стадию, все его системы - памяти, восприятия, общения - подвергаются жесткой перестройке. Ну, мы знаем, как оно выглядит ;-).
А в 4 года - появляется фактор доверия, в очередной раз утверждается внушаемость/невнушаемость ребенка. Т.е. ребенок склонен все отрицать, оспаривать все, и воспринимать критику его утверждений как тяжелую личную обиду. Кроме того, склонен вообще уходить в свои обиды и лелеять свое восприятие всего. Проявляется, как всегда, у кого-то меньше, у кого-то - острее (мама, как безумно раздражает сказанное в 6 раз "Ты не говори - это цифра 1, это друугая цииифра!", "нет, это ТЕБЕ надо пописать!!!!" и фраза типа - "Не бывает пора спать!")...
Очень важно в этот период показать ребенку как строятся компромиссы. Сам их находить (а некоторые - даже и принимать) - науччится еще не скоро, но сейчас можно заложить хорошую базу для этого. Еще очень важно не "сломать" ребенка, т.е. не заставить его отказаться от своей точки зрения, от своего "не". Я на этом акцентируюсь, т.к. не хочу, что б мой Гарька вырос "послушным" ребенком. А вот это сложно... Приходится через фразу хватать себя за шкиру (мысленно) и заставлять подумать...
Вообще - хотела перечитать на эту тему Леви и что-нить оттуда поцитировать точнее. Но чего-то руки не доходят. В общем, всем искренне советую - Владимир Леви "Новый нестандартный ребенок". Самое то, на мой взгляд!
|