Не знаю, кажется, не все так уж очевидно.
Есть такое понятие педагогики/психологии - "зона ближайшего развития". Это возможности ребенка продуктивно работать в сотрудничестве со взрослым, опираясь на его помощь и активно запрашивая ее. Именно диагностика зоны ближайшего развития считается наиболее точной характеристикой интеллектуальных способностей ребенка. Но ведь это затрагивает и аспект помощи, готовности ее запрашивать и принимать...
Мы не только учим детей "делай сам! молодец", но и просим их "помоги маме! молодец", то есть, с одной стороны просим оказывать помощь, с другой - показываем, что взрослый, умный, сильный, тоже может в ней нуждаться. Мало просим? Плохо показываем? Или тут дело в другом?
И еще хороший вопрос как соотносятся помощь и партнерство, помощь и сотрудничество. Там, где приняты ценности партнерства, там ослабляется конкуренция. Там, по идее, должно быть лучше с помощью. Так выходит?
|